Гжельский регион, расположенный в 60-и километрах от Москвы, всегда был беден плодородными почвами, но зато богат глинами. И этот недостаток местные крестьяне успешно превратили в свое преимущество. Производство всевозможных гончарных изделий из красной глины с разноцветной росписью стало основным источником их дохода. Изготовлением недорогих глиняных игрушек и посуды в селах не занимался только ленивый. В такой незатейливой форме народный промысел существовал в Гжели около 400 лет, пока в регионе не были обнаружены месторождения высококачественных серых, а позже и белых глин. Благодаря этим находкам местные умельцы освоили производство полуфаянса и фаянса, формы изделий стали изящнее, а роспись многоцветнее и богаче, приобрела неповторимый оригинальный характер.
Примерно в это же время к многокрасочному стилю росписи добавился монохромный сине-белый подглазурный орнамент, который впоследствии стал визитной карточкой Гжели. Изделия стали пользоваться все большей популярностью, мастера начали объединяться в артели и расширять рынки сбыта. В начале XIX века, после создания в России собственной формулы твердого фарфора, один из зажиточных крестьян решил использовать широкие возможности нового материала и открыл в гжельском селе Ново-Харитоново собственное фарфорово-фаянсовое производство. Звали его Яков Кузнецов, а случилось это знаменательное событие в 1810 году. Небольшой заводик стал первым шагом в создании знаменитой империи Кузнецовых, прославивших российский фарфор на весь мир.
В 1818 году предприятие уже работало в полную силу. Именно эта дата и считается официальным началом его истории. Семейное дело по наследству перешло к сыновьям Якова и успешно развивалось, изделия Фабрики братьев Кузнецовых пользовались большой популярностью. Хозяева приглашали на работу лучших мастеров со всей округи. В росписи использовали традиционные изображения птиц, роз и букетов полевых цветов. Благодаря хорошо организованному производству, посуда фабрики отличалась невысокой ценой, поэтому позволить ее себе могли даже небогатые люди.
Позже, когда семейный бизнес расширился далеко за пределы гжельского региона, Матвей Кузнецов создал «Товарищество фарфоровых и фаянсовых производств М.С. Кузнецова», объединившее уже семь фабрик, среди которых была и Ново-Харитоновская мануфактура. Изделия предприятия хорошо продавались не только в России, но и за рубежом. Особым спросом статуэтки и посуда пользовались в странах Азии. По этой причине в некоторых изделиях до сих пор ощущается влияние Востока.
Революционные события привели к национализации фабрики, основные цеха были переориентированы на производство технического фарфора, в том числе, электроизоляторов для линий электропередач. В небольшом объеме продолжался выпуск художественных изделий. Некоторые образцы игрушек и скульптуры, изготовленных в тот период, помещены в Русский музей в Санкт-Петербурге.
Во второй половине XX века предприятие являлось вторым в регионе по объему выпуска художественного фарфора, а в начале нулевых производство изделий народного художественного промысла становится одним из его приоритетных направлений, в связи чем вновь выделяется в самостоятельное предприятие и получает название «Гжельский фарфоровый завод». Современный Гжельский фарфоровый завод – это место, где трудятся потомки народных умельцев, которые работали еще во времена Кузнецовых. Художники создают настоящие шедевры, вкладывая в работу всю душу. Большое внимание творческой группы завода уделяется возрождению многоцветной надглазурной техники росписи, «изначальной Гжели» и работе с новыми формами. Благодаря этому завод занимает лидирующие позиции среди предприятий гжельского народного художественного промысла. Фирменные марки: «Гжель 1818» (традиционная кобальтовая и многоцветная роспись) и «Русский фарфор» (основные черты: тонкие стенки изделий, ручная роспись, золотой декор). Все изделия предприятия расписываются вручную. Продукция пользуется огромным спросом как в России, так и в странах Европы и Азии.
Показать полностью